+7(495)114-53-77  
info@isopm.ru
Мы в соц.сетях:
  • Сертификация
    специалистов
    • Уровни сертификации
      • Базовый уровень
      • Координатор и руководитель проектов
      • Руководитель проектов повышенной сложности
      • Куратор проекта
    • Подготовка и прохождение сертификации
      • Региональные центры сертификации
      • Авторизованные центры подготовки
      • Самостоятельная подготовка
    • Студентам и преподавателям ВУЗов
    • Договор и оплата
    • Пробное тестирование
    • Ресертификация
    • ЧАВО
    • Реестр сертифицированных специалистов
  • Сертификация
    организаций
    • Методология и нормативные требования
    • Методика оценки
    • Порядок сертификации
    • Подать заявку
    • Реестр сертифицированных организаций
  • Оценка персонала
    • Результаты оценки
  • СИСТЕМА ПРО
    • Модель компетенций сертификации ПМ СТАНДАРТ
    • Методика оценки ПМ СТАНДАРТ
    • Модель сложности проектов
  • Методология
    • Стандарты по проектному управлению
  • Блог
  • ОПЛАТА ON-LINE
  • О ЦОРПУ
    • Направления деятельности
    • Кейсы
    • Правление
    • Экспертный совет
    • Проекты
      • Проектный Олимп
      • Лучшие практики проектного управления
      • Проектные офисы по сервисной модели
    • Стать партнером
      • Свободные агенты
      • Карта партнеров

Сертификация специалистов

Сертификация организаций

Оценка проектного персонала

СИСТЕМА ПРО

Методические основы проектного управления

Блог

Голосования, опросы и тесты

О ЦОРПУ

Хотите следить за развитием проектного управления в России? Подпишитесь на наш новостной дайджест и приглашения на мероприятия

Подписаться
Заявка на сертификацию

Заявка на сертификацию систем управления
Система добровольной сертификации организаций
Главная / Блог / Генеральный директор АНО ЦОРПУ Юрий Ким о компетентностной платформе ПМ СТАНДАРТ: что это и зачем она нужна?
26.09.2017

Генеральный директор АНО ЦОРПУ Юрий Ким о компетентностной платформе ПМ СТАНДАРТ: что это и зачем она нужна?

Первая российская система добровольной сертификации в области управления проектами ПМ СТАНДАРТ была создана около года назад.

Сегодня мы можем с уверенностью говорить, что российская система добровольной сертификации состоялась. Система работоспособна, уже более 800 человек прошли сертификацию – на уровни Базовый и Сертифицированный руководитель проектов.

В мире существует несколько очень известных и авторитетных систем сертификации по управлению проектами. Например, сертификация IPMA, PMI, PRINCE2. Актуальность темы управления проектами постоянно растет как на государственном уровне, так и в коммерческом секторе. Все бизнес-аналитики, бизнес-гуру, специалисты теории общего менеджмента, специалисты в области развития организации говорят о том, что в жесткой конкурентной борьбе выживут только те компании, которые смогут быстро меняться – а основной технологией изменений является именно управление проектами. Те организации, которые не овладеют этой технологией, вряд ли смогут добиться успеха.

Однако сегодня работодатели заинтересованы уже не столько в формальном подтверждении квалификации сотрудников в области управления проектами, сколько в организации процедур собственного развития – как отдельных специалистов, так и организации в целом. Соответственно, в сегодняшнем динамично меняющемся мире возникла потребность в принципиально новом типе системы совершенствования компетентности – в платформе компетентностного развития, объединяющей и связывающей все стороны, заинтересованные в развитии проектного управления (специалистов, работодателей, профессиональные ассоциации и образовательные заведения).

Основная ценность сертификации состоит не в получении сертификата, а в возможности структурированным системным образом выстроить траекторию развития специалиста.

Самое важное для специалиста – не получить сертификат, а получить уверенность в том, что он, как специалист, сможет возглавить сложный проект и довести его до успешного завершения.

Соответственно, две эти важные задачи – развития компетенций и сертификации – неразрывно связаны. Об этом же говорят современные тренды в образовании. Развитие компетенций и сертификация – это две стороны одного процесса – процесса развития отдельных специалистов и одновременно развития организации в целом (поскольку организация состоит из специалистов).

Ключевые тренды в современном образовании:

  1. Индивидуальные траектории развития. Все специалисты в области образования сходятся на том, что время стандартных учебных программ, когда студент в течение 5 лет только учится, и в результате приобретает одну-единственную на всю жизнь профессию, безвозвратно уходит. Мир сильно изменился, и сегодня каждый человек развивается по собственной траектории. Современные технологии позволяют выстраивать индивидуальные траектории развития. Общепризнанным лидером в области образования считается Сингапур, и здесь схемам индивидуального обучения уделяется самое серьезное внимание на государственном уровне. Построение образовательной траектории каждого гражданина возведено в Сингапуре в статус государственной задачи – и рано или поздно к этому придет весь мир. Хотим мы этого или нет, наши учебные заведения должны научиться работать по-новому. Кроме того, человек все дольше продолжает оставаться активным членом общества, и сегодняшний пятидесятилетний сотрудник - это полный сил и стремлений человек, готовый работать. Между тем предложения по обучению людей старшего возраста на сегодняшнем рынке представлены очень слабо. Многие говорят, что одним из основных навыков будущего будет не только умение быстро обучаться, но и, как бы это парадоксально не звучало, умение быстро разучиваться, поскольку ранее полученные стереотипы и формы поведения мешают людям развиваться.
  2. Диджитализация. Современный мир – это мир цифровых технологий. Сегодня человек уже не может долго обходиться без тех или иных электронных устройств. Появился термин «кибер-психика». Доказано, что человек испытывает стресс на физиологическом уровне, когда забывает дома смартфон. Получать знания с помощью цифровых помощников – это важный тренд в образовании, который нельзя не учитывать.
  3. Геймификация. Сегодня на рынке труда важную (и увеличивающуюся с каждым днем) нишу занимает поколение, которое выросло на компьютерных играх. Для них мощным стимулирующим фактором является стремление победить соперника, стремление заработать определенное количество очков. В книге Джона Бека и Митчелла Уэйда «Доигрались. Как поколение геймеров навсегда меняет бизнес-среду» рассказывается о том, как именно компьютерные игры повлияли на формирование нового поколения, и утверждается, что во многом это влияние является положительным. В частности, компьютерные игры стимулируют потребность в достижении, которая является, согласно теории мотивации, одной из ключевых базовых потребностей любого человека.
  4. Специализация и ролевые модели. Важной тенденцией в современном образовании является узкая специализация. В современном мире требуются не специалисты широкого профиля, а люди, способные очень хорошо выполнять определенную задачу в определенных условиях. Кроме того, сегодня для успешного трудоустройства недостаточно тех знаний, которые студент получает в течение нескольких лет обучения в вузе. Организациям нужны специалисты, которые продолжают свое обучение на протяжении всей жизни.
  5. Выделение «крупиц» знаний и возможность небольших шагов. Одной из характеристик современного человека является клиповое мышление: информации становится все больше, а объем единицы информации становится все меньше. Многие педагоги отмечают, что современные дети не могут концентрировать внимание в течение более, чем 10 минут. Можно спорить о том, хорошо или плохо, но такова реальность, и с ней необходимо считаться. Поэтому в Сингапуре переходят от длительных учебных программ к краткосрочным курсам – так называемым капсулам знаний, которые можно освоить по пути из дома на работу в метро или за рулем автомобиля.

Все эти тренды были рассмотрены на заседании экспертного совета ЦОРПУ, посвященном созданию и развитию компетентностной платформы в области управления проектами, которое состоялось в марте 2017 года. В результате которого были определены ключевые принципы развития платформы:

  1. Это должен быть веб-сервис, в котором можно будет работать со всех видов современных устройств.
  2. В центре платформы должен быть специалист. Это, говоря языком проектного управления, основная заинтересованная сторона, ради которого создается платформа. В процессе будут, конечно, задействованы и другие стороны: организация, где специалист работает; учебное заведение, которое специалиста обучает; сертификационный центр, который специалиста сертифицирует.
  3. Платформа должна обеспечить возможность получать знания в то время и в том объеме, которые будут удобны конкретному специалисту.
  4. Система должна позволять строить индивидуальные траектории для конкретных специалистов.
  5. Платформа должна стать удобным инструментом для специалистов и организаций, решающих свои цели по развитию в сфере проектного управления.

Платформа будет представлять собой своеобразную карту, с помощью которой специалист сможет выстраивать индивидуальную траекторию профессионального развития. Карта будет включать четыре условных «материка» - четыре типа компетенций (см. рис.1):

  • ключевые компетенции в области проектной деятельности
  • корпоративные компетенции в области проектной деятельности
  • предметные (отраслевые) компетенции в области проектной деятельности
  • личностные и межличностные компетенции в области проектной деятельности


Рисунок 1. Типы компетенций в управлении проектами

Обе школы управления – и американская, и советско-немецкая – едины в том, что касается важности всех типов компетенций. Представители разных школ по-разному подходят к вопросу порядка приобретения этих компетенций: первые считают, что можно подготовить универсального менеджера, который сможет освоить предметные компетенции уже после получения диплома в ходе работы в конкретной отрасли, вторые - что хорошим управленцем может стать только тот, кто сначала в совершенстве овладел предметными компетенциями – то есть прошел весь путь от станка до кабинета руководителя. Но при этом обе школы менеджмента считают, что каждый руководитель должен иметь все типы компетенций.

Первый шаг к формированию карты образовательного путешествия мы уже сделали: была разработана и успешно реализуется сертификация на уровень Базовый, не так давно были введены два новых уровня сертификации - СРП-4 и СРП-3 (первый соответствует уровню координатора проекта, второй – уровню руководителя простого, несложного проекта). В результате у нас получилась очень хорошая модель, в рамках которой базовые группы компетенций, перечисленные выше, распадаются на более простые элементы. При этом модель получилась не двухмерной, а трехмерной, поскольку она не просто фиксирует владение компетенциями, а отражает разные уровни владения этими компетенциями: владение базовыми знаниями; владение базовыми знаниями и умениями; владение расширенными знаниями и умениями; умение передать знания и делегировать задачи (см. рис. 2).


Рисунок 2. Уровни развития компетентности в управлении проектами

Совершенствуя свои знания и навыки, специалист может двигаться от более низкого уровня к более высокому в рамках компетентностной платформы, как в компьютерной игре: когда он доходит до определенного уровня, перед ним раскрываются все новые и новые участки карты. Двигаясь по определенной траектории, специалист открывает для себя смежные компетенции, которые можно осваивать и достигать таким образом новых высот в профессиональном развитии.

Компетентностная модель построена по принципу партнерской модели (см. рис. 3). В центре модели находится специалист, стремящийся усовершенствовать свои компетенции.


Рисунок 3. Платформа ПМ СТАНДАРТ как партнерская модель

Кроме АНО «ЦОРПУ», равноправными участниками партнерской модели являются организации-работодатели, заинтересованные в профессиональном развитии своих сотрудников; сертификационные центры, проводящие сертификацию; и учебные центры, которые могут разрабатывать свои программы подготовки, в том числе адаптированные под запросы определенной организации.

Кроме того, АНО «ЦОРПУ» тесно сотрудничает с ассоциациями проектного управления, в том числе с российской Ассоциацией управления проектами «СОВНЕТ». В частности, в настоящее время идет активная работа по синхронизации моделей компетенций ПМ СТАНДАРТ и IPMA, чтобы базовые вещи были одинаковыми. Кроме того, ведутся переговоры о возможном взаимозачете определенных компетенций. В идеале в будущем пользователь платформы сможет получать уведомления типа: «Ваш уровень компетенции позволяет вам успешно сдать экзамен на PMP» или «Ваш уровень компетенции позволит вам сдать экзамен PRINCE2, если вы освоите следующие блоки знаний…», и т.д. В результате этой работы в нашей модели могут появиться новые «страны», которые будут называться, например, «IPMA 4.0» или «PMI» – содержащиеся в них элементы компетенции будут целиком и полностью соответствовать моделям, принятым в этих ассоциациях.

Точно так же в будущем на нашей карте смогут появиться «страны», представляющие корпоративные стандарты организаций-работодателей. Мы надеемся, что создаваемая нами платформа позволит государственным органам и коммерческим организациям не создавать с нуля корпоративные модели (что сложно и дорого), а надстраивать уже существующую и хорошо зарекомендовавшую себя модель таким образом, чтобы получилась модель, отвечающая потребностям конкретной организации.

Наша цель – создать такой сервис, с помощью которого другие организации смогут достраивать свои системы компетенций: описывать их в нужном формате, вводить способы подтверждения компетентности, создавать свои собственные «страны» (например, «Росатом», «ИТ-технологии», «Agile», и т.д.). В настоящее время партнерская модель уже успешно работает, и мы стремимся к тому, чтобы все участники партнерской модели стали активно использовать платформу ПМ СТАНДАРТ – как ИТ-платформу, организационную и компетентностную платформу. В рамках достижения этой цели 11 апреля 2017 года мы провели мозговой штурм с участием представителей всех групп заинтересованных сторон: специалистов, представителей органов государственной власти и коммерческих организаций, обучающих и образовательных организаций, ассоциаций управления проектами, целью которого было получить рекомендации относительно развития компетентностной платформы.

В ходе совещания было сделано два основных вывода:

  • Все участники совещания поддержали идею создания компетентностной платформы, объединяющей разные заинтересованные стороны ради развития специалистов в области проектного управления.
  • Все хотят разного, при этом платформа должна предоставлять необходимые сервисы всем участникам. Чтобы понять, какие это должны быть сервисы, мы попросили участников объединиться в группы и сформулировать свои запросы. В результате мы получили неожиданные даже для нас результаты. Перечень запросов представлен на рисунках ниже (см. рис. 5-9).

  • Рисунок 5. Предложения о развитии платформы ПМ СТАНДАРТ от образовательных заведений


    Рисунок 6. Предложения о развитии платформы ПМ СТАНДАРТ от органов государственной власти


    Рисунок 7. Предложения о развитии платформы ПМ СТАНДАРТ от специалистов


    Рисунок 8. Предложения о развитии платформы ПМ СТАНДАРТ от профессиональных ассоциаций


    Рисунок 9. Предложения о развитии платформы ПМ СТАНДАРТ от организаций-работодателей

    Если вы у вас есть свои собственные предложения относительно развития компетентностной платформы, пожалуйста, присылайте их на адрес info@isopm.ru. Все предложения будут рассмотрены, проанализированы и учтены при развитии платформы.


    • Сертификация специалистов
    • Уровни сертификации
    • Подготовка и прохождение сертификации
    • Договор и оплата
    • Пробное тестирование
    • ЧАВО
    • Реестр сертифицированных специалистов
    • Сертификация организаций
    • Методология и нормативные требования
    • Методика оценки
    • Порядок сертификации
    • Подать заявку
    • Реестр сертифицированных организаций
      • Методические основы проектного
        управления
      • Стандарты по проектному управлению
      • Стандарты в разработке
      • Методические материалы органов власти
    • СИСТЕМА ПРО
    • Модель компетенций сертификации
    • Методика оценки
    • Модель сложности проектов
      • О ЦОРПУ
      • Правление
      • Экспертный совет
      • Проекты
      • Стать партнером
    • Новости
    • Карта сайта
    • Контакты
    • Политика
      конфиденциальности
    • Правовая информация
© АНО «ЦОРПУ»
119285, г. Москва, ул. Пырьева 11А, помещ. 4, ком.13, а/я 52
Тел./факс: +7(495) 114-53-77
E-mail: info@isopm.ru