Хотите следить за развитием проектного управления в России? Подпишитесь на наш новостной дайджест и приглашения на мероприятия
ПодписатьсяПервая российская система добровольной сертификации в области управления проектами ПМ СТАНДАРТ была создана около года назад.
Сегодня мы можем с уверенностью говорить, что российская система добровольной сертификации состоялась. Система работоспособна, уже более 800 человек прошли сертификацию – на уровни Базовый и Сертифицированный руководитель проектов.
В мире существует несколько очень известных и авторитетных систем сертификации по управлению проектами. Например, сертификация IPMA, PMI, PRINCE2. Актуальность темы управления проектами постоянно растет как на государственном уровне, так и в коммерческом секторе. Все бизнес-аналитики, бизнес-гуру, специалисты теории общего менеджмента, специалисты в области развития организации говорят о том, что в жесткой конкурентной борьбе выживут только те компании, которые смогут быстро меняться – а основной технологией изменений является именно управление проектами. Те организации, которые не овладеют этой технологией, вряд ли смогут добиться успеха.
Однако сегодня работодатели заинтересованы уже не столько в формальном подтверждении квалификации сотрудников в области управления проектами, сколько в организации процедур собственного развития – как отдельных специалистов, так и организации в целом. Соответственно, в сегодняшнем динамично меняющемся мире возникла потребность в принципиально новом типе системы совершенствования компетентности – в платформе компетентностного развития, объединяющей и связывающей все стороны, заинтересованные в развитии проектного управления (специалистов, работодателей, профессиональные ассоциации и образовательные заведения).
Основная ценность сертификации состоит не в получении сертификата, а в возможности структурированным системным образом выстроить траекторию развития специалиста.
Самое важное для специалиста – не получить сертификат, а получить уверенность в том, что он, как специалист, сможет возглавить сложный проект и довести его до успешного завершения.
Соответственно, две эти важные задачи – развития компетенций и сертификации – неразрывно связаны. Об этом же говорят современные тренды в образовании. Развитие компетенций и сертификация – это две стороны одного процесса – процесса развития отдельных специалистов и одновременно развития организации в целом (поскольку организация состоит из специалистов).
Рисунок 1. Типы компетенций в управлении проектами
Обе школы управления – и американская, и советско-немецкая – едины в том, что касается важности всех типов компетенций. Представители разных школ по-разному подходят к вопросу порядка приобретения этих компетенций: первые считают, что можно подготовить универсального менеджера, который сможет освоить предметные компетенции уже после получения диплома в ходе работы в конкретной отрасли, вторые - что хорошим управленцем может стать только тот, кто сначала в совершенстве овладел предметными компетенциями – то есть прошел весь путь от станка до кабинета руководителя. Но при этом обе школы менеджмента считают, что каждый руководитель должен иметь все типы компетенций.
Первый шаг к формированию карты образовательного путешествия мы уже сделали: была разработана и успешно реализуется сертификация на уровень Базовый, не так давно были введены два новых уровня сертификации - СРП-4 и СРП-3 (первый соответствует уровню координатора проекта, второй – уровню руководителя простого, несложного проекта). В результате у нас получилась очень хорошая модель, в рамках которой базовые группы компетенций, перечисленные выше, распадаются на более простые элементы. При этом модель получилась не двухмерной, а трехмерной, поскольку она не просто фиксирует владение компетенциями, а отражает разные уровни владения этими компетенциями: владение базовыми знаниями; владение базовыми знаниями и умениями; владение расширенными знаниями и умениями; умение передать знания и делегировать задачи (см. рис. 2).
Рисунок 2. Уровни развития компетентности в управлении проектами
Совершенствуя свои знания и навыки, специалист может двигаться от более низкого уровня к более высокому в рамках компетентностной платформы, как в компьютерной игре: когда он доходит до определенного уровня, перед ним раскрываются все новые и новые участки карты. Двигаясь по определенной траектории, специалист открывает для себя смежные компетенции, которые можно осваивать и достигать таким образом новых высот в профессиональном развитии.
Компетентностная модель построена по принципу партнерской модели (см. рис. 3). В центре модели находится специалист, стремящийся усовершенствовать свои компетенции.
Рисунок 3. Платформа ПМ СТАНДАРТ как партнерская модель
Кроме АНО «ЦОРПУ», равноправными участниками партнерской модели являются организации-работодатели, заинтересованные в профессиональном развитии своих сотрудников; сертификационные центры, проводящие сертификацию; и учебные центры, которые могут разрабатывать свои программы подготовки, в том числе адаптированные под запросы определенной организации.
Кроме того, АНО «ЦОРПУ» тесно сотрудничает с ассоциациями проектного управления, в том числе с российской Ассоциацией управления проектами «СОВНЕТ». В частности, в настоящее время идет активная работа по синхронизации моделей компетенций ПМ СТАНДАРТ и IPMA, чтобы базовые вещи были одинаковыми. Кроме того, ведутся переговоры о возможном взаимозачете определенных компетенций. В идеале в будущем пользователь платформы сможет получать уведомления типа: «Ваш уровень компетенции позволяет вам успешно сдать экзамен на PMP» или «Ваш уровень компетенции позволит вам сдать экзамен PRINCE2, если вы освоите следующие блоки знаний…», и т.д. В результате этой работы в нашей модели могут появиться новые «страны», которые будут называться, например, «IPMA 4.0» или «PMI» – содержащиеся в них элементы компетенции будут целиком и полностью соответствовать моделям, принятым в этих ассоциациях.
Точно так же в будущем на нашей карте смогут появиться «страны», представляющие корпоративные стандарты организаций-работодателей. Мы надеемся, что создаваемая нами платформа позволит государственным органам и коммерческим организациям не создавать с нуля корпоративные модели (что сложно и дорого), а надстраивать уже существующую и хорошо зарекомендовавшую себя модель таким образом, чтобы получилась модель, отвечающая потребностям конкретной организации.
Наша цель – создать такой сервис, с помощью которого другие организации смогут достраивать свои системы компетенций: описывать их в нужном формате, вводить способы подтверждения компетентности, создавать свои собственные «страны» (например, «Росатом», «ИТ-технологии», «Agile», и т.д.). В настоящее время партнерская модель уже успешно работает, и мы стремимся к тому, чтобы все участники партнерской модели стали активно использовать платформу ПМ СТАНДАРТ – как ИТ-платформу, организационную и компетентностную платформу. В рамках достижения этой цели 11 апреля 2017 года мы провели мозговой штурм с участием представителей всех групп заинтересованных сторон: специалистов, представителей органов государственной власти и коммерческих организаций, обучающих и образовательных организаций, ассоциаций управления проектами, целью которого было получить рекомендации относительно развития компетентностной платформы.
Рисунок 5. Предложения о развитии платформы ПМ СТАНДАРТ от образовательных заведений
Рисунок 6. Предложения о развитии платформы ПМ СТАНДАРТ от органов государственной власти
Рисунок 7. Предложения о развитии платформы ПМ СТАНДАРТ от специалистов
Рисунок 8. Предложения о развитии платформы ПМ СТАНДАРТ от профессиональных ассоциаций
Рисунок 9. Предложения о развитии платформы ПМ СТАНДАРТ от организаций-работодателей
Если вы у вас есть свои собственные предложения относительно развития компетентностной платформы, пожалуйста, присылайте их на адрес info@isopm.ru. Все предложения будут рассмотрены, проанализированы и учтены при развитии платформы.