Хотите следить за развитием проектного управления в России? Подпишитесь на наш новостной дайджест и приглашения на мероприятия
ПодписатьсяПроекты нередко заканчиваются совсем не так, как планировалось: перерасходом бюджета, превышением сроков, недостижением целевых показателей по качеству или функциональности. Каждый год мы слышим о новых примерах подобных провалов – они случаются и в Европе, и в Америке, и в нашей стране.
Проект может потерпеть неудачу по разным причинам:
из-за отсутствия внимания со стороны первого лица,
из-за отсутствия качественных процедур и процессов управления проектами,
из-за отсутствия правильных инструментов, информационной системы.
Мы уверены, что одной из ключевых проблем, способных привести к неудаче проекта, является недостаток компетенций у участников проектной деятельности.
В 2015 году в рамках Конкурса Проектный Олимп проводился опрос.
Участников конференции спросили, что они считают ключевым препятствием для успеха проекта. На тот момент большинство опрошенных назвали в качестве такой причины отсутствие поддержки и понимания полезности проектного управления со стороны первого лица.
Однако за прошедшие два года произошли серьезные изменения:
о проектном управлении заговорили на самом высоком уровне,
вышло постановление Правительства РФ от 15.10.2016 N 1050 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации», создан Проектный офис Правительства РФ.
Таким образом, сегодня участники проектной деятельности вряд ли могут пожаловаться на отсутствие внимания к проектам со стороны руководства. Когда вопрос о главном препятствии для внедрения проектного управления был задан на Проектном Олимпе в 2016 году, большинство участников назвали уже другую причину – отсутствие у госслужащих необходимого уровня знаний и понимания проектного управления.
Примерно такая же картина наблюдается и в коммерческом секторе. Согласно исследованию PWC, 79% руководителей российских предприятий основным бизнес-риском сегодня считают дефицит квалифицированных кадров.
Одной из основных точек на пути повышения квалификации специалиста является сертификация - она подтверждает, что сотрудник обладает необходимыми знаниями и навыками для выполнения определенных функций.
На сегодняшний день в мире наиболее популярны три международные системы сертификации в области управления проектами: PMI, IPMA и PRINCE2. Мы проанализировали их и разработали национальную систему добровольной сертификации в области проектного управления ПМ СТАНДАРТ.
В центре нашей модели сертификации находится модель компетенций.
Модель компетенций – это модель знаний, которая описывает, как должна быть устроена система управления проектной деятельностью организации, что должны знать и уметь специалисты.
Модель компетенций, которую мы использовали в системе сертификации ПМ СТАНДАРТ, основана на российских практиках и ГОСТах (ГОСТ Р 54869; ГОСТ Р 54871; ГОСТ Р 54870; ГОСТ Р ИСО 21500). Кроме того, в модели учитываются положения стандарта «Система менеджмента проектной деятельности», который в настоящее время находится на рассмотрении и планируется к введению в действие в 2017 году, а также содержание проекта профессионального стандарта руководителя проектов, который также должен быть утвержден в этом году. Кроме того, используемая нами модель компетенций полностью соответствует национальной рамке квалификаций.
В любой международной системе сертификации модель компетенций создается независимой методологической организацией, равноудаленной от коммерческого и от государственного сектора. Независимость организации-разработчика призвана обеспечить доверие к результату сертификации. Разрабатывая модель компетенций, мы привлекали к сотрудничеству самых авторитетных экспертов-практиков в области управления проектами, и ориентировались на уже принятые стандарты, лучшие практики и требования организаций.
В настоящее время в рамках развития системы сертификации мы авторизуем сертификационные площадки, которые предоставляют инфраструктуру и проводят тестирование, а также программы обучения, разрабатываемые различными образовательными учреждениями.
Все вышеназванные международные системы сертификации являются многоуровневыми. Это обусловлено тем, что к разным ролям в проектной деятельности предъявляются разные требования относительно квалификации и компетентности (в том числе определенные требования предъявляются к заказчикам проектов, поскольку они должны уметь ставить задачи и принимать результаты проектной деятельности). Ниже представлен сравнительный анализ уровней сертификации для различных систем сертификации в области управления проектами.
В нашей системе сертификации мы выделили 4 группы компетенций:
компетенции управления проектом,
компетенции управления проектом в условиях высокой неопределенности,
компетенции стратегического управления проектом;
компетенции управления командой;
и 4 уровня владения компетенциями: базовая компетентность, основная компетентность, расширенная компетентность делегирование.
Самый нижний уровень сертификации – Базовый - включает 16 компетенций.
На этом уровне специалист должен подтвердить, что имеет базовое представление обо всех областях проектного управления и владеет соответствующим терминологическим языком. Это минимум, который позволяет человеку включиться в проектную деятельность.
По мере профессионального роста к специалисту предъявляются все новые требования, расширяется набор компетенций, углубляются требования к знаниям и умениям.
Кроме того, в модели заложена возможность отраслевого и корпоративного расширения (зеленые соты на рисунке ниже). Это позволяет учесть специфику конкретного заказчика, для которого проводится сертификация.