Хотите следить за развитием проектного управления в России? Подпишитесь на наш новостной дайджест и приглашения на мероприятия
ПодписатьсяСегодня все основные изменения государственном и коммерческом секторе чаще всего базируются на результатах проектной деятельности – реализации крупных, средних и небольших проектов.
Это касается абсолютно всех сфер деятельности и воплощается на самых разнообразных уровнях управления.
Успешная реализация инициатив требует наличия сильного управленца – проектного руководителя или проектного менеджера. Именно поэтому руководители проектов с правильным набором компетенций становятся все более востребованными.
Любой проект, будь то вывод нового продукта или сервиса на рынок, внедрение новой информационной системы, организационные преобразования – нуждается в сильном и компетентном управленце. Большинство изменений оформляются в виде проектов и их возглавляют руководители проектов.
Существуют два ключевых вопроса, которые определяют то как можно стать правильным руководителем проекта:
К набору требуемых компетенций можно отнести понимание основ проектной деятельности (базовый уровень или основы проектного управления), умения и навыки реализации процессов проектного управления (компетенции руководителя проекта), знание предметных или отраслевых правил и норм (предметные компетенции) и блок мягких компетенций или soft skills.
Правильная или возможная правильная траектория развития определяется ролевой моделью проектной деятельности.
Давайте об этом поговорим.
Для того, чтобы узнать основы проектного управления, познакомиться с его терминологией и инструментами, разобраться в основных, базовых концепциях проектной деятельности для многих специалистов достаточно будет пройти относительно небольшой вводный курс, почитать доступную литературу, изучить стандарты проектной деятельности.
Такой подход позволит получить основную информацию об управлении проектами, о возможностях и ограничениях проектных подходов и о том, как начать выполнять проектные задачи или взаимодействовать с проектными командами. Но это лишь знания о проектных концепциях - это основы, которых точно будет недостаточно для руководства проектом.
Почему этого недостаточно? Руководителю нужен опыт, а с ним – появляются навыки и умения, которые можно получить в процессе работы. Вместе с этим у него вырабатываются или укрепляются установки относительно ценностей и принципов проектного управления. И самое главное – глубокое понимание процессов управления и инструментов проектного управления, границ применимости и возможностей инструментов.
И даже если управленец является предметником — владеет знаниями о сфере, в которой реализуется проект, понимает предмет проекта, но не имеет развитых компетенций и не изучил проектный язык- то скорее всего он не добьется впечатляющих результатов.
Понимание процессов управления проектами, умение выбрать правильный набор инструментов и правильно использовать их, навыки организации проектных команд, умение выстраивать их и балансировать внутреннее взаимодействие между участниками, понимать возможности и ограничения инструментов – все это необходимый арсенал умений, который необходим для управления проектами различной сложности и масштабов. Все это менеджерские компетенции руководителя проектов.
Почему и этого недостаточно? Грамотный проектный руководитель сможет успешно работать в проекте. Но, в последнее время, помимо знания базовой терминологии, предмета проекта и понимания проектных инструментов лидер должен уметь правильно замотивировать людей, быть коммуникатором, переговорщиком, в чем-то немного психологом, а для этого нужно иметь социально-психологические навыки или мягкие навыки. В этом одно из ключевых отличий просто менеджера и лидера. Особенно важно наличие мягких компетенций становится в кросс-функциональных, сложных, комплексных и масштабных проектах.
Лидер, не обладающий soft skills, – это диктатор. Грамотный управленец должен постоянно развивать в себе EQ– эмоциональный интеллект и учиться управлять своей эффективностью. Руководитель не должен уметь выполнять работу исполнителя, но должен знать, как правильно мотивировать людей и принимать решения.
Юрий Ким, генеральный директор АНО «Центр оценки и развития проектного управления»: «Soft skills – очень важная компетенция, особенно в сложных комплексных проектах. Проекты делают люди, а людей надо мотивировать, выстраивать для них цели и двигать до конечной точки. Soft skills – умение поставить задачу, делегировать обязанности и принять конечный результат с учетом возможностей, психологического портрета членов проектной команды и их интересов».
Почему этого недостаточно? Опытный менеджер, владеющий правильным набором компетенций и soft skills, может не справиться со сложным комплексным проектом, если не знает предметную область.
Понимание предметной области критически важно для управления проектом, так как руководителю нужно уметь разговаривать со специалистами отрасли на одном языке, иначе неизбежны ошибки. Если руководитель не изучил ограничения, правила осуществления деятельности в той сфере, в которой он реализует проект, у него есть два варианта: найти эксперта, который восполнит этот пробел – и это достаточно рабочий и частый случай, или же быстро получить необходимые предметные компетенции.
Юрий Ким: «Правильная ситуация складывается, когда у вас все развито в балансе: есть управленческие навыки, компетенции, soft skills, а также вы умеете разговаривать на предметном языке».
Правильная траектория развития – это второй компонент, который нужен для того, чтобы научиться правильному управлению проектами.
В каждой организации существует постоянная функциональная иерархия, в рамках которой происходит взаимодействие сотрудников и их карьерный рост.
В системе проектного управления существует более динамичная ролевая модель. Согласно этой концепции, возможная ситуация, в которой один специалист или менеджер на разных проектах может быть и заказчиком, и куратором, и руководителем. Каждая из ролей предполагает наличие различных наборов компетенций в соответствии с профессиональными требованиями. Соответственно, для реализации разных проектов один и тот же специалист потратит разное количество времени и энергии.
Юрий Ким: «Правильный руководитель проекта – это человек, который прошел разные ступени в этой модели. Он побывал на разных позициях, поучаствовал на разных ролях с разной зоной ответственности и функциями. И, как результат, имеет правильный сбалансированный набор компетенций».
Существуют подходы, с помощью которых можно найти маршрут для успешного развития в проектной сфере.
К примеру, можно получить нужную информацию из открытых российских стандартов в области проектного управления. Научиться выбирать правильную траекторию развития и направление деятельности также поможет доступная открытая модель компетенций ПМ Стандарт. Она позволит понять, что вы должны знать и уметь: