Хотите следить за развитием проектного управления в России? Подпишитесь на наш новостной дайджест и приглашения на мероприятия
ПодписатьсяВ январе 2019 года на площадке Аналитического центра при Правительстве РФ прошло заседание Экспертного совета Центра оценки и развития проектного управления (АНО «ЦОРПУ»). В ходе заседания эксперты сформулировали основные вызовы, стоящие перед проектным управлением России в 2019 году.
Предлагаем вам принять участие в экспертной работе и проголосовать за наиболее важные. Ознакомиться с вызовами можно здесь
Подписчики нашей рассылки и посетители сайта ЦОРПУ также получили возможность высказать свое мнение и согласиться или нет с мнением экспертов.
По итогу голосования мы видим, что подписчики определили наиболее важными проблемами: «Профанация идей ПУ», «Директивное планирование» и «знают, но не делают».
Посмотреть предложения для включения в дорожную карту на 2019 год составленные на основе выше определенных вызовов экспертами ЦОРПУ можно здесь
Ниже мы публикуем наиболее интересные мнения относительно проблем, стоящих перед проектным управлением на сегодня, пришедшие к нам от читателей.
«Отсутствует системное понимание проектного управления в организациях: сотрудники плохо понимают свои роли и роли коллег и руководителей. А также плохое понимание того, что одной из целей проектной деятельности является повышение качества операционной деятельности.»Шатурина Анастасия Павловна
«С моей точки зрения ключевым вызовом является "Знают, но не делают" - специалисты набирают компетенции по проектному управлению, проходят оценку и сертификацию, возвращаются на рабочее место и не применяют знания и навыки в своей работе. По самой заниженной оценке за последние 10-15 лет в России обучено проектному управлению больше 300 тысяч человек. Армия! Армия, которой не видно и не слышно - общий уровень выполнения проектов очень низок. В моем понимании главной причиной является несоответствие теории проектного управления российской практике. "Теория утверждает, что разницы между теорией и практикой не существует. Практика утверждает обратное.". Американский бейсболист Йоги Берра.
И тут надо либо практику менять, либо теорию больше адаптировать под практику. Я за второй подход. И начать нужно (страшно сказать) с отказа от процессной модели управления проектом и перехода на инструментальный подход - он работает.»Павел Алферов
«Велико количество организаций и экспертов в области проектного управления, которые имеют весьма низкий уровень компетенций, но тем не менее в 6 случаях из 10 предоставляют свои услуги в сфере управления проектами различным предприятиям и организациям, в том числе государственным.
Отсутствие общих требований к образовательным организациям в сфере управления проектами. »Соломахин Александр Николаевич
«Постоянно сталкиваюсь с очень низким уровнем общего менеджмента и, соответственно, менеджмента проектов. Когда нет базы компетенций в менеджменте, с учетом жесткой директивности при высокой вероятности смены планов стратегического уровня "на марше" для практиков невозможно осознание эффективности менеджмента проектной деятельности.
В силу высокой неопределенности внешней среды и, соответственно, "волатильности" стратегии, практически нет управления портфелями с вытекающими последствиями в части эффективности проектов.»Моргунова Наталья Владимировна
«К настоящему времени большинство специалистов уже, так или иначе, знакомы с проектным управлением. Дисциплина введена в ВУЗах, проводятся и активно рекламируются открытые курсы, организации регулярно обучают своих сотрудников. Однако, большинство курсов ориентированы на жесткие инструменты и процессы... стандарты.
По моему мнению, в ближайшие годы возрастет запрос на поддержание и развитие поведенческих компетенций руководителя проекта и интеграцию дисциплин управления проектами и управления изменениями.
Инструментальные задачи уже в большинстве своем автоматизированы. ИСУП помогает принимать решения, напоминает и обучает, если необходимо. А вот мягкие навыки потребуется развивать.»Владимир Полковников
«Хочется отметить ограниченные возможности вузов, а зачастую их полное отсутствие, в приобретении лицензионного программного обеспечения для управления проектами и высокую стоимость обучения преподавателей профессиональной работе в таких программах. В итоге, ту же диаграмму Ганта, студенты учатся строить в Excel вместо Spider Project, Project Expert или MsProject. Последипломное образование в сфере УП - это хорошо и нужно, но необходимо обратить внимание на уровень преподавания УП в университетах.»Стрелина Елена Николаевна
«На мой взгляд, нет значимых особенностей в области проектного управления в 2019 или в 2018 годах по сравнению с другими годами. Уже около 20 лет эксперты в своих работах пишут фразы типа «проектное управление стало не модой, а насущной необходимостью», «во многих организациях созрело понимание необходимости перехода на проектные рельсы» и т.д. В тоже время, за большим числом шапкозакидательских расхожих фраз скрываются типовые проблемы, которые были характерны для наших организаций много лет назад также, как и сейчас. Причем это касается как коммерческого, так и государственного секторов экономики.
Да, мы все больше говорим о проектном подходе, о целевом характере деятельности, о необходимости перестройки подходов к управлению, все чаще используем понятия «цифровизация», «трансформация» и пр. При этом мы забываем, что управление – это системная работа в долгую, которая должна опираться на показавшие свою эффективность решения и предусматривать возможность применения новых идей. Мы не должны каждый год устраивать революцию. Да, мир меняется, ускоряется, но если постоянно «разрушать всё до основания», то не стоит ожидать счастливого «затем».
Складывается впечатление, что управленческая ниша становится аналогом индустрии моды. В том сезоне модно называть всё проектами, в этом – надо формировать проектные офисы и внедрять новую информационную систему, затем – нужно переходить на гибкие методы управления, теперь – «компетенции – «наше все», а вместе с компетенциями: «управление изменениями», интеграция проектного и процессного управления.
Мне думается, что главный вызов для всех нас:
- сохранение системного взгляда на задачи управления,
- ориентация на комплексный подход, предполагающий не взаимное отрицание, а интеграцию управленческих взглядов и течений,
- отказ от слепого следования моде,
- стремление не к поиску новых вызовов, а к решению годами накапливающихся типовых проблем.
Пожалуй, к вызовам также стоит отнести необходимость поддержки масштабных шагов, которые уже сделаны в области проектного управления в госсекторе. Важно не допустить профанации идеи - в ряде случаев внедрение новых подходов к управлению подменяется формальной сменой вывески.»Козодаев Михаил Александрович