Хотите следить за развитием проектного управления в России? Подпишитесь на наш новостной дайджест и приглашения на мероприятия
ПодписатьсяВ рамках реализации компетентностного проекта (К-Проекта) с проектным офисом Правительства Сахалинской области, с 2018 года АНО "ЦОРПУ" было сертифицировано 350 участников проектной деятельности.
Успехи региона и проектного офиса Правительства Сахалинской области отмечены в том числе призовыми местами Конкурса Проектный Олимп.
Юлия Вадимовна Главинская, министр государственного управления Сахалинской области, рассказала об опыте развития проектных компетенций участников проектной деятельности.
Расскажите о практике развития компетенций участников проектной деятельности вашего региона. Почему вы выбрали именно такой подход? Какие успехи вы видите? С какими трудностями сталкиваетесь и как их решаете?
В период становления и развития проектного управления в Правительстве Сахалинской области в 2020 году по поручению Губернатора Сахалинской области была разработана и утверждена Модель компетенций участников проектной деятельности.
Данная модель определяет набор требований к участникам проектной деятельности в соответствии с замещаемой (планируемой к замещению) проектной ролью в целях формирования на ее основе системы отбора и непрерывного профессионального развития участников проектной деятельности. Основными требованиями к участникам проектной деятельности в соответствии с моделью компетенций являются:
Для специалистов, участвующих в проектах, региональным проектным офисом (РПО) инициируется проведение мероприятий по развитию профессиональных компетенций:
Финансирование мероприятий по профессиональному развитию проектных компетенций участников проектов предусмотрено государственной программой Сахалинской области «Совершенствование системы государственного управления».
Благодаря выбранному централизованному подходу к развитию проектных специалистов на сегодняшний день обучено более 500 человек, из них сертифицировано 350 участников проектной деятельности, взаимодействующих в одной проектной культуре и по единым правилам.
В связи с переходом государственных и муниципальных программ на реализацию по принципам проектного управления РПО сталкивается с непониманием сотрудниками, еще не вовлеченными в проектную среду, новых правил и подходов. Для адаптации сотрудников исполнительных органов и муниципальных образований мы проводим стратегические сессии, на которых рассматриваются и разъясняются новые правила управления и реализации государственных программ.
Как вы отбираете тех, кого направляете на обучение. Кто они по своей роли в проектной деятельности? Зачем вы их учите?
Региональным проектным офисом на постоянной основе ведется и поддерживается в актуальном состоянии реестр участников проектной деятельности, в котором содержится информация о проектах, в которых участвует сотрудник, и о его роли в каждом из них. На основании данных реестра и исходя из объема бюджетных ассигнований на развитие проектного персонала региональным проектным офисом формируется план на обучение и сертификацию на текущий год.
Роли различные: кураторы, руководители, администраторы проектов, а также координаторы (региональный проектный офис) и участники проектов. В зависимости от выполняемой роли в проекте выбирается программа обучения и уровень сертификации.
Участников проектной деятельности обучаем, в первую очередь, для того, чтобы, специалисты «говорили на одном языке», действовали по единым правилам и стандартам, в едином формате, чтобы узнали новые методы и приемы проектного управления с целью применения их в дальнейшем для эффективной реализации региональных и стратегических проектов.
Почему вы не только обучаете, но и сертифицируете сотрудников? В чем по вашему мнению польза от сертификации для организации и для тех, кто ее проходит?
Инициатором внедрения сертификации участников проектной деятельности в регионе является глава области – Губернатор В.И. Лимаренко, который сам является Сертифицированным директором проектов (в 2018 году сертифицирован по системе IPMA (Level A – Certified Project Director).
Сертификация – это процесс признания компетенций специалистов в области проектного менеджмента.
Сертификат – это не просто подтверждающая бумага или справка. Процесс сертификации позволяет посмотреть на свои возможности, устранить пробелы в знаниях, провести аудит собственных компетенций с помощью асессоров и увидеть слабые и сильные стороны. Количество сертифицированных специалистов косвенно свидетельствует об уровне развития проектного управления в регионе и в организации, а также о готовности к успешному выполнению крупных проектов.
Сертификация полезна для закрепления знаний и улучшения качества своих артефактов в реальной работе. Кроме этого, опора на теорию помогает направить дискуссию в конструктивное русло, будь то выступление на мероприятиях или планерка внутри команды.
Участники проектной деятельности, зная о предстоящей сертификации, более серьезно относятся к обучению, проходят его не для «галочки», а с целью получения реальных знаний, соответственно, это ведет к более эффективному использованию ресурсов сотрудников и образовательных организаций.
Члены команд проектов проходят сертификацию по международному стандарту IPMA (уровни А, B, C) и по российскому стандарту управления проектами ПМ СТАНДАРТ (Базовый уровень, СРП -3).
Сертификация проводится в региональном сертификационном центре, открытом на базе Сахалинского государственного университета в 2020 году.
Проходят ли обучение и сертификацию сотрудники муниципалитетов?
За счет средств Сахалинской области мы обучаем участников проектной деятельности не только из числа сотрудников Правительства Сахалинской области и органов исполнительной власти области, но и подведомственных учреждений и муниципальных образований. Это стало возможным за счет того, что в государственную программу Сахалинской области «Совершенствование системы государственного управления» включено мероприятие «развитие компетенций участников проектной деятельности», т.е. всех, кто задействован в реализации проектов, независимо от организации, в которой человек фактически трудоустроен.
Сотрудники муниципальных образований участвуют в реализации проектов Сахалинской области, поэтому мы заинтересованы в их обучении.
Начали мы с проведения региональным проектным офисом семинаров и стратегических сессий в муниципальных образованиях, в дальнейшем включили их в реестр и в настоящее время активно обучаем и сертифицируем.
Разработан ли у вас инструмент оценки соответствия сотрудников требуемым компетенциям? Учитываются ли требования к компетенциям при найме персонала? Превышают ли эффекты от этой стандартизации трудозатраты?
Оценка персонала по компетенциям необходима для того, чтобы понимать, какие в государственных органах имеются человеческие ресурсы, как эффективно их использовать и какие необходимо привлечь.
В настоящее время министерством государственного управления Сахалинской области разрабатывается инструмент оценки компетенций сотрудников, который планируется применять в том числе и при оценке кандидатов на должности. Данный инструмент включает оценку по нескольким направлениям:
Мы обязательно оцениваем в том числе компетенции, необходимые для эффективной реализации проектов.
Компетентностный подход, как инструмент управления персоналом, дает четкое определение профессиональных и поведенческих требований, предъявляемых к работнику в зависимости от его руководящего уровня, профессии, занимаемой должности и выполняемых задач.
Оценка компетенций необходима при приеме на работу, с помощью данного инструмента мы получаем информацию о знаниях, опыте, способностях и особенностях кандидата, которую используем для принятия грамотных управленческих решений о назначении и ротации кадров.
Как преодолевается разрыв между обучением и практикой, как реально побудить людей использовать полученные навыки?
Обучение персонала является важнейшим инструментом, с помощью которого руководство получает возможность повышать потенциал человеческих ресурсов и оказывать влияние на формирование организационной культуры.
При реализации проекта в реальности, а не на бумаге, участники проектов сталкиваются с проблемами, учатся применять свои знания на практике, используют различные инструменты и методы, которыми овладели при обучении. Участники проектов учатся применять инструменты в нужное время, ведь любые стандарты – это не непреложные правила, не нормативные акты, требующие буквального исполнения, а обобщение лучших практик по управлению проектами. Поэтому попадая в реальную команду проекта, человек применяет полученные знания, исходя из целесообразности и ситуации.
На примере действий команды участников проектов побуждают действовать по общим правилам, в едином командном духе. Практически все участники проектов находятся в единой культуре, которая и побуждает людей применять полученные навыки на пользу общего дела.
Узнать больше о К-Проектах можно на странице.