+7(495)114-53-77  
info@isopm.ru
Мы в соц.сетях:
  • Сертификация
    специалистов
    • Уровни сертификации
      • Базовый уровень
      • Координатор и руководитель проектов
      • Руководитель проектов повышенной сложности
      • Куратор проекта
    • Подготовка и прохождение сертификации
      • Региональные центры сертификации
      • Авторизованные центры подготовки
      • Самостоятельная подготовка
    • Студентам и преподавателям ВУЗов
    • Договор и оплата
    • Пробное тестирование
    • Ресертификация
    • ЧАВО
    • Реестр сертифицированных специалистов
  • Сертификация
    организаций
    • Методология и нормативные требования
    • Методика оценки
    • Порядок сертификации
    • Подать заявку
    • Реестр сертифицированных организаций
  • Оценка персонала
    • Результаты оценки
  • СИСТЕМА ПРО
    • Модель компетенций сертификации ПМ СТАНДАРТ
    • Методика оценки ПМ СТАНДАРТ
    • Модель сложности проектов
  • Методология
    • Стандарты по проектному управлению
  • Блог
  • ОПЛАТА ON-LINE
  • О ЦОРПУ
    • Направления деятельности
    • Кейсы
    • Правление
    • Экспертный совет
    • Проекты
      • Проектный Олимп
      • Лучшие практики проектного управления
      • Проектные офисы по сервисной модели
    • Стать партнером
      • Свободные агенты
      • Карта партнеров

Сертификация специалистов

Сертификация организаций

Оценка проектного персонала

СИСТЕМА ПРО

Методические основы проектного управления

Блог

Голосования, опросы и тесты

О ЦОРПУ

Хотите следить за развитием проектного управления в России? Подпишитесь на наш новостной дайджест и приглашения на мероприятия

Подписаться
Заявка на сертификацию

Заявка на сертификацию систем управления
Система добровольной сертификации организаций
Главная / Блог / Как проектному офису помочь своей компании выйти на более прогрессивный уровень развития?
22.05.2024

Как проектному офису помочь своей компании выйти на более прогрессивный уровень развития?

ИЮНЯ (5).png
Введение

Проектное управление традиционно считается одним из главных факторов, способствующих успешным изменениям и развитию инноваций. Более того, часто изменения сопоставляются с проектами и проектной деятельностью. С учетом большинства классических определений проекта, в которых проект – это что-то новое, чего раньше или не делали, или не делали в текущих условиях – это приравнивание не кажется преувеличением. Поэтому эффективное, методологически зрелое и системное управление проектами является основным драйвером в успешных, результативных изменениях.

В мире ежегодно проводится много исследований и опросов, связанных с оценкой зрелости проектного управления. Достаточно часто под зрелостью в них понимается наличие системной, методической основы для реализации проектной деятельности. Туда же включают проработку таких ключевых аспектов, как присутствие необходимой нормативно-регламентной базы, организационных решений, автоматизации или цифровизации проектной деятельности. К проектной зрелости абсолютно справедливо добавляют факторы проектной мотивации и компетентности, как отдельных профессионалов, так и проектных команд, а также то, что можно выявить только в беседах с проектными специалистами, что порой не очень четко и конкретно называют проектной культурой, связностью и согласованностью отдельных элементов проектного управления. 

У нас в России такие исследования не проводились или проводились ограниченно. Именно поэтому коллектив экспертов, в составе представителей Академии бизнеса Б1, Ассоциации управления проектами «СОВНЕТ», Центра оценки и развития проектного управления (ЦОРПУ) и Аналитического центра при Правительстве РФ решил сделать попытку провести такое исследование. При этом мы достаточно четко понимали сложность этой задачи – от формулирования правильных вопросов до выхода на правильных респондентов, действительно имеющих отношение как к организации, так и реализации проектной деятельности.

Исследование было задумано в конце 2022 года, реализовано коллективом авторов в 2023 году и, как мы видим сейчас, будет представлено в серии публичных отчетов и докладов на различных площадках. Эксперты предполагают постепенную обработку полученных данных и их последовательную выкладку для обсуждения. Данный подход, как нам кажется, в полной мере отражает современный гибкий подход, в котором данные обрабатываются очередями и ценность поставляется порциями, в рамках отдельных очередей.

Итак, предварительный результаты или MVP нашего исследования.

Участники опроса

В организации исследования участвовали Академия бизнеса Б1 и ЦОРПУ (методическое обеспечение), а также эксперты СОВНЕТ и Аналитического центра при Правительстве РФ (организационное и информационное обеспечение). Это разделение условно, поскольку от каждой команды присутствовали участники, включенные как в проработку методических вопросов (анкета, технологии обработки результатов), так и вопросов вовлечения респондентов в исследование.

Было собрано более 280 ответов респондентов из различных организаций. Наибольшее количество участников (рис. 1 «Сфера деятельности компаний – представителей опроса») было представлено в областях «наука и образование» - 20%, «ИТ-индустрия» - 18% и «производство» – по 17 %., а также «госсектор» (органы власти всех уровней) – 9% и «консалтинг» - 10%, «здравоохранение» – 5%. 


рис. 1 «Сфера деятельности компаний – представителей опроса»


Участникам необходимо было ответить на 41 вопрос онлайн-анкеты, среди которых были как вопросы персонального опыта проектной деятельности респондента, так и вопросы, которые характеризуют текущее состояние системы управления проектами в данной организации: регламентации процессов управления, наличия информационных систем, подходов к развитию и оценке проектного персонала и др.

Если говорить о персональном профиле респондентов (рис. 2 «Опыт участия в проектах у респондентов исследования»), то в большинстве своем это руководители или участники проектов, имеющие профессиональный сертификат в управлении проектами, с опытом участия в проектах более 10 лет (37%) и от 2 до 10 лет (51% суммарно) на различных проектных ролях – то есть достаточно погруженные в проектную деятельность и понимающие возможности и ограничения системы управления проектной деятельности в их организации.


рис. 2 «Опыт участия в проектах у респондентов исследования»


Проектная зрелость организаций

Несмотря на то, что российскую экономику все чаще называют проектно-ориентированной, на сегодняшний день существует значительный разрыв между уровнем потребности в качественном проектном управлении и имеющейся в компаниях инфраструктурой проектного управления. 

Здесь нужно сделать оговорку, что в ходе самооценки, как правило, респонденты дают несколько завышенные оценки относительно реального положения дел. Как правило, завышение составляет от 10 до 30% по отдельным факторам оценки зрелости проектного управления.

Это выливается в более оптимистичную с точки зрения респондентов картину по сравнению с тем, что наблюдают асессоры в ходе реальных проектных аудитов. С учетом этого, полученные данные еще сильнее говорят о том, что уровень проектной зрелости в российских организациях пока далек от желаемого

 

рис. 3 «Уровень зрелости проектного управления,
доля респондентов на каждом уровне»


Согласно исследованию (рис. 3 «Уровень зрелости проектного управления, доля респондентов на каждом уровне»), лишь 22% компаний находятся на уровне «Управляемый» или «Оптимизируемый». Мы бы сказали, что отнесение такого числа организаций к уровню «Оптимизируемый» это слишком оптимистично – в реальности в мире только малая доля проектных организаций достигла такого уровня, а в большинстве тех, кто находится на уровне «Управляемый», демонстрируют лишь отдельные практики следующего, более высокого уровня.  Большая часть организаций респондентов практически одинаково распределена между уровнями «Определенный» и «Стандартизированный» – 29% и 30% соответственно. Это достаточно близко к нашей экспертной оценке, хотя и здесь, скорее всего, есть определенная доля оптимизма респондентов и завышенная самооценка организаций.

Внутри этих групп есть явные смещения, присущие отдельным отраслевым направлениям. Если организации из области «Наука и образование» в большинстве своем только приступили к реализации проектной деятельности (29% на уровне «Начальный» и 30% на уровне «Определенный»), то в ИТ-организациях и в госсекторе значительное число респондентов относят себя к более высокому уровню проектной зрелости – здесь к уровню «Стандартизируемый» себя отнесли 40 и 37% соответственно.

Это соответствует наблюдениям экспертов, поскольку ИТ-отрасль исторически во многом является первоисточником в разработке проектных подходов, и организации из ИТ действительно более зрелые в проектных методологиях.

В то же время, достаточно большая доля зрелых организаций в госсекторе относится к органам власти федерального и регионального уровня, в которых проработка проектных подходов системно и активно ведется последние 8-9 лет. 

Для последующего формирования системного подхода в развитии проектной деятельности внутри организации нами были изучены особенности текущей российской практики управления проектами. Мы выявили факторы, влияющие на его эффективность, и барьеры, с которыми проектные руководители столкнулись за последние 36 месяцев. Результаты исследования мы сформировали в формате шести актуальных мероприятий, которые, на наш взгляд, помогут системно сократить этот разрыв.

1.    Значимость проектного офиса  

Запустить корпоративную систему управления проектными знаниями.

Проектный офис может создавать и поддерживать базу знаний, включающую лучшие практики, шаблоны, инструменты и другие ресурсы, доступные для использования всеми проектными менеджерами. Это позволяет избежать повторения ошибок, обмениваться опытом и применять проверенные методы, что в конечном итоге повышает качество управления проектами.

Согласно исследованию, по мере становления проектного менеджмента в целом, возрастает роль проектного офиса как подразделения, способствующего обмену знаниями и методами. Это отметили 30% и 27% респондентов – представителей организации Оптимизируемого и Управляемого уровня зрелости.

Наличие проектного офиса – это отправная точка для создания системы управления проектами. Именно эта структура позволяет перевести организацию с уровня зрелости «Определенный» на «Стандартизированный» и совершенно точно без нее нельзя сделать следующий шаг в сторону «Управляемого» уровня.

1.    Ролевая модель и роль кураторов проектов

Активизировать роль спонсора или куратора проекта.

Спонсор в проекте играет важную роль, поддерживает, предоставляет ресурсы и обеспечивает успешное выполнение проектных целей.

Так, респондентам был задан вопрос (рис. 4 «Принимает ли куратор (спонсор) участие в проектах»): «Принимает ли куратор (спонсор) проекта участие в процессах управления проектом?»

·        28% респондентов ответили, что спонсор активно участвует проекте, решая вопросы, выходящие за пределы полномочий руководителя проекта (активная роль),

·        52% опрошенных указали, что спонсор участвует время от времени по приглашению для рассмотрения отдельных вопросов (пассивная роль),

·        20% опрошенных указали, что спонсор не участвует в управлении проектами.

Согласно исследованию, при активном участии спонсора в проекте количество проектов, завершённых успешно, возрастает на 15%.


рис. 4 «Принимает ли куратор (спонсор) участие в проектах»


Отдельно важно обратить внимание (рис. 5 «Выделена ли в организации роль куратора (спонсора) проекта»), что организации распределились примерно поровну на группы, где роль куратора (спонсора) проекта в организации определена (51% респондентов) и где она не описана или не выделена в отдельную роль (49% ответов).

Это выливается в ситуацию, когда обученный и квалифицированный руководитель проекта сталкивается с дефицитом управленческого внимания со стороны лиц, которые напрямую уполномочены помогать проектной команде, разрешать вопросы, выходящие за зону полномочий руководителя проекта, принимать ключевые решения в контрольных точках проекта.

На практике мы видим, что более зрелые проектные организации делают акцент на данной роли, описывают ее и уделяют все больше внимания обучению кураторов (спонсоров) проектов тому, как им правильно участвовать в проекте.


рис. 5 «Выделена ли в организации роль куратора (спонсора) проекта»


В целом, следует отметить, что в более зрелых организациях сформировался каркас проектных специалистов в виде руководителей проектов и членов проектных команд. Например, организации из ИТ и государственного сектора уделяли значительное внимание обучению проектному управлению последние 5 лет. Большое число проектных команд прошли через оценку компетенций, различные образовательные программы и сертификацию. Другие организации, которые отметились пока на более низких уровнях зрелости, а по сути, только приступили к запуску у себя систем управления проектной деятельности, в данный момент формируют компетентностное ядро.  При этом и у первых, и у вторых есть запрос на активное, а не пассивное включение кураторов (спонсора) в управление проектом, в то время как фактическая вовлеченность кураторов и спонсоров противоположная – пассивная роль или даже неучастие в управлении проектом.

При этом эксперты ЦОРПУ, что растет запрос на участие куратора проекта в проектной деятельности в активной роли, а это значит, что появляется потребность в обучении этих участников проекта правильному участию в проекте, правильному выполнению их роли и функций. Возможно, в решении этой задачи поможет модель проектных компетенций, которую ЦОРПУ совместно с широким коллективом авторов разработал в 2022 году.

2.    Работа с заинтересованными сторонами

Сфокусироваться на стейкхолдерах и коммуникациях.

Современное управление проектами учитывает интересы всех заинтересованных сторон (стейкхолдеров) в достижении результата, а не только требования единственного заказчика. Это позволяет удовлетворять потребности всех заинтересованных сторон и создавать более успешные проекты.

Согласно исследованию, именно управление заинтересованными сторонами вызывает основные сложности в управлении проектами — даже теми, которые достигли успеха: около половины опрошенных называли эту область как наиболее сложную в управлении.

Это наблюдение респондентов опроса согласуется с тем фактом, что проекты в большинстве организаций в последние годы стали еще более кроссфункциональными, а значит, затрагивают большое число предметных областей. Проекты часто реализуются в условиях повышенной неопределённости и критического влияния внешних факторов, и работа с заинтересованными сторонами становится действительно критически значимой темой для руководителя проекта.

Здесь эксперты также отмечают, что в работе с заинтересованными сторонами может быть критически важна роль куратора (спонсора) проекта, что перекликается с предыдущим блоком наблюдений. Тем важнее проектным офисам или отделам, ответственным за развитие этих проектных ролей, фокусироваться на обучении кураторов тому, как правильно выполнять свою проектную роль и исполнять функции куратора в т.ч. в работе с ключевыми заинтересованными сторонами.

3.    Компетенции руководителей проектов

«Прокачать» надпредметные навыки руководителей проектов.

Одним из ключевых аспектов работы современного проектного менеджера является умение эффективно выстраивать коммуникации и управление человеческими ресурсами. Также важно иметь навыки командного и лидерского руководства, чтобы мотивировать и вдохновлять свою команду к достижению общих целей проекта.

В настоящее время видится недооцененной значимость такой компетенции руководителя проекта, как «эмоциональный интеллект (коммуникации и стресс-менеджмент)».

Респонденты, отвечавшие на вопрос «Какие из приведенных ниже лидерских навыков являются ключевыми для руководителя проекта?», оценили эту компетенцию как самую незначимую (14% из всех респондентов подчеркнули её важность).

По наблюдениям Академии Бизнеса Б1, за последний год резко возросли запросы на интенсивные бизнес-тренинги по темам «Критическое мышление», «Управление командами», «Управление изменениями», а значит, всё чаще руководители проектов обращают внимание на развитие своих «мягких» навыков и развивают коучинговый стиль управления (как свой, так и в команде).

4.    Методологические фреймворки и жизненный цикл проекта

Разрешить проектным командам экспериментировать с выбором фреймворка.

В настоящее время у руководителя проекта в арсенале имеется вся палитра: традиционный (водопадный) подход, гибкий подход (Scrum и Kanban), гибридный подход, компонентный, матричный и другие.

Согласно исследованию (рис. 6 «Популярность фреймворков/ методов/ подходов в организациях разного размера?»), наиболее распространённым фреймворком является гибридный (применимость этого подхода варьируется от 36% до 50% всех проектов, в зависимости от масштаба организации). Это неудивительно, так как при таком подходе в управлении проектами используются элементы из разных методологий в зависимости от уникальных особенностей проекта и потребностей организации. Это позволяет комбинировать преимущества разных подходов и избегать ограничений какой-то одной методологии.


рис. 6 «Популярность фреймворков/ методов/
 подходов в организациях разного размера?»

Важно подчеркнуть, что право выбора наиболее уместного фреймворка должно оставаться на стороне руководителя проекта. Согласно исследованию, руководители успешных проектов (завершены в срок или без расползания содержания, или с сохранением бюджета) в большинстве случаев могли выбирать и адаптировать подход на основе уникальных потребностей каждого проекта, в том числе с учётом возможностей команды проекта и ожиданий стейкхолдеров.

Более зрелые проектные организации «переболели» крайностями, верой в единственно верный методический путь – будь то waterfall или agile. Поговорка One Size Fits All (Один размер подходит всем) действительно не работает, и популярность гибридного подхода по результатам опроса подчеркивает это.

Респонденты из более зрелых организаций отмечали адаптивность подходов, в рамках которых на верхнем уровне задается типовой каркас из вех или процессов управления (скорее, Waterfall – 49% респондентов), а на нижних уровнях или на отдельных фазах допускается или даже рекомендуется использовать гибкие подходы или их сочетание с водопадным (гибридный подход, 56% респондентов). Чистому Agile отдается предпочтение в 29% организаций.

5.    Оценка и развитие проектных компетенций

Важность наличия профессиональных сертификатов в управлении проектами отметило только 30% респондентов (рис. 7 «Приветствуется ли в организации респондента наличие у проектных специалистов профессиональных сертификатов?»).

Реализация этого запроса в организации пока относительно низкая, как невелико, в сравнении с аналогичными показателями в индустриально развитых странах, в российских организациях и количество сертифицированных профессионалов.

С учетом фактического ухода с российского рынка таких систем сертификации, как PMI (PMP) и Prince2, возрастает роль оставшихся сертификационных систем: IPMA, ПМ СТАНДАРТ, GPM и других.


рис. 7 «Приветствуется ли в организации респондента наличие
у проектных специалистов профессиональных сертификатов?»

При этом внутри отраслевых выборок наибольшую значимость сертификатов отметили респонденты из областей консалтинг, ИТ, госсектор и здравоохранение. И если востребованность профессиональной сертификации в области управления проектами в ИТ и консалтинге не вызывает удивления в силу накопленной истории в этих отраслях, а спрос на профессиональную сертификацию в госсекторе в последние 8 лет связан с системным развитием этой темы, то запрос на профессиональную сертификацию, например, в здравоохранении требует отдельного исследования. Возможно, он объясняется большим числом проектов в этой сфере, связанных с модернизацией инфраструктуры здравоохранения, внедрением большого числа сквозных ИТ-систем и в целом переводом развития здравоохранения на проектные подходы. 

Заключение

Подобного рода исследования являются регулярной и хорошей практикой анализа уровня зрелости проектной деятельности. В аналогичных зарубежных инициативах отдельно прорабатываются вопросы организации проектных офисов, наличия и функциональности информационных систем, вопросы оценки и развития проектного персонала.

Мы хотели бы развивать эту практику у нас и планируем как продолжать серию публикаций по уже собранному материалу, так и провести новое исследование в следующем году.




    • Сертификация специалистов
    • Уровни сертификации
    • Подготовка и прохождение сертификации
    • Договор и оплата
    • Пробное тестирование
    • ЧАВО
    • Реестр сертифицированных специалистов
    • Сертификация организаций
    • Методология и нормативные требования
    • Методика оценки
    • Порядок сертификации
    • Подать заявку
    • Реестр сертифицированных организаций
      • Методические основы проектного
        управления
      • Стандарты по проектному управлению
      • Стандарты в разработке
      • Методические материалы органов власти
    • СИСТЕМА ПРО
    • Модель компетенций сертификации
    • Методика оценки
    • Модель сложности проектов
      • О ЦОРПУ
      • Правление
      • Экспертный совет
      • Проекты
      • Стать партнером
    • Новости
    • Карта сайта
    • Контакты
    • Политика
      конфиденциальности
    • Правовая информация
© АНО «ЦОРПУ»
119285, г. Москва, ул. Пырьева 11А, помещ. 4, ком.13, а/я 52
Тел./факс: +7(495) 114-53-77
E-mail: info@isopm.ru